
Несмотря на окончание сезона навигации на Северном морском пути, экспорт с «Арктик СПГ — 2» продолжается. Санкционный проект отправляет танкеры в Китай вокруг Европы. Первое судно уже почти добралось до берегов Португалии, но Великобританию и пролив Ла-Манш обошло стороной.
Газовоз «Заря» успешно продолжает путь в Азию и, по данным АИС судов, почти добрался с грузом санкционного СПГ до берегов Португалии.
Свой путь танкер начал еще более двух недель назад, покинув «Арктик СПГ — 2» на Гыданском полуострове 1 ноября. Однако, не доходя Фарерских островов, взял обратный курс и провел у Мурманска несколько дней. Следом танкер снова ушел в путь вокруг Европы.
И обошел Великобританию с северной стороны, предпочтя не проходить пролив Ла-Манш, где судно на отдельном промежутке может попадать в территориальные воды или Великобритании, или Франции, так как в районе Дувра пролив сжимается до 21 мили.
Это ли стало поводом для санкционного газовоза с санкционным грузом для изменения пути, неизвестно. Лондон давно грозит задерживать санкционные суда, но его действия сдерживает международное морское право. Известно, что альтернативный вариант, обход Великобритании с северной стороны, используется редко.
Например, танкер Valera также находится под санкциями и также везет санкционный СПГ — с балтийского комплекса «Портовая». Однако тот выходил в Атлантический океан через Ла-Манш.
«Заря» стала первым танкером, который повез сжиженный газ с «Арктик СПГ — 2» через Европу. Из-за санкций поставки газа с проекта потребителям начались только в августе, хотя первую очередь запустили еще в декабре 2023 года, и грузы везли через Северный морской путь.
Очевидно, «Новатэк» продолжит вывоз санкционного СПГ через Европу, так как навигация на Северном морском пути закрылась. По крайней мере, вернувшийся из рейса другой газовоз, «Буран», встает сегодня, 17 ноября, на загрузку на «Арктик СПГ — 2».
Второй арктический проект должен стать самым мощным в России — 19,8 млн тонн СПГ в год. В США заявляли, что собираются убить проект. Но в этом году грузы начал принимать Китай, который получил уже не менее 14 партий СПГ.
По мнению Bloomberg, поставки стали возможны после того, как Китай создал систему для регулярных закупок СПГ с санкционного проекта. Китайские власти определили терминал в Бэйхае для приёма санкционных грузов, писало агентство.
«Выбрав единый порт с ограниченным международным присутствием, Пекин сможет защитить свой газовый сектор от ответных мер», — сообщало агентство.
Эксперты отмечали, что поставки могут носить сейчас и символический характер, так как Китай демонстрирует решимость защищать собственные интересы в разгар торговых переговоров с США.
Президент России Владимир Путин говорил, что санкции создают проблемы, но Россия их обойдет. Правительство страны планирует, что к 2030 году экспорт СПГ вырастет почти втрое — до 100 млн тонн.