
В мире существует место, где главная рождественская традиция — кулачные бои. Дерутся все: от женщин и детей до стариков. В какой стране до сих пор практикуют такой необычный мордобой со своими правилами?
25 декабря, в то время во многих странах пазднуют Рождество, в Андах начинается действо иного рода. Под холодным высокогорным небом слышен гул толпы и звонкие удары. Это не хаотичная драка, а ритуал под названием «Таканакуй», который некоторые СМИ окрестили простым словом «мордобой. Но на деле он является давней традицией, которая служит сразу нескольким целям.
Страна, где практикуют «Таканакуй», — Перу. Фестиваль зародился в изолированных общинах перуанских Анд, в провинции Чумбивилькас региона Куско, и проводится ежегодно на высоте около 3660 метров над уровнем моря. Название «Таканакуй» происходит из языка кечуа и дословно переводится как «бить друг друга». Однако суть этого обычая далека от примитивного насилия.
В условиях высокогорья, где доступ к формальному правосудию исторически был ограничен, а выживание сообщества зависело от сплочённости, ритуальный бой стал социальным инструментом для снятия напряжённости, говорится в репортаже журнала Vice. Он позволяет открыто выразить накопившиеся за год обиды, разрешить споры из-за земли, имущества или личных отношений в контролируемой обстановке, чтобы начать новый год с чистого листа.
Участниками Таканакуя могут быть любые члены сообщества: мужчины и женщины, подростки и даже пожилые люди. Поводом для вызова на поединок служит любой неразрешённый конфликт. Перед боем противники обязаны обернуть руки тканью, что служит импровизированной боксерской перчаткой.
Каждый поединок проходит по строгим правилам: запрещено бить лежачего, использовать любое оружие, кусаться или хватать за волосы. Судьи следят за соблюдением регламента. Ключевым ритуалом является обязательное рукопожатие или объятие как перед началом схватки, так и после её окончания, символизирующее примирение и отсутствие личной вражды. Интересно, что многие участники носят специальные маски — «уячуллу». Эти яркие текстильные маски, помимо своей культурной и эстетической ценности, выполняют утилитарную функцию сокрытия личности, что помогает предотвратить возобновление конфликта в повседневной жизни после окончания праздника.
Примечательно, что традиция не осталась застывшим артефактом. Со временем она вышла за пределы андских высокогорий и получила распространение в других районах Перу, включая крупные города. В столице страны, Лиме, этот обычай также нашёл своих последователей, трансформируясь в городской фестиваль, где люди вступают в ритуальные поединки, чтобы символически «очиститься» от обид уходящего года. После завершения всех поединков, независимо от их исхода и количества синяков, участники и зрители вместе празднуют: звучит традиционная музыка, устраиваются танцы и общее застолье.
Таким образом, перуанский «мордобой на Рождество» — это сложный социокультурный феномен. Можно сказать, что это тщательно структурированная и легитимизированная обществом практика канализации агрессии и восстановления социального мира.
Параллели с этой традицией можно найти и в других культурах, например, в русских кулачных боях «стенка на стенку», которые также проводились в период между Рождеством и Троицей и служили схожей цели — разрешению конфликтов и воспитанию молодёжи.