
mos.ru С 2019 года в Москве работает единственная в своем роде цифровая платформа — точная 3D-копия города, то есть воссозданная в виртуальной реальности копия мегаполиса.
Зачем это нужно? Ну, хотя бы затем, чтобы помогать планировать строительство жилых, социальных, промышленных объектов. А также чтобы представлять себе, как в реальности работает гигантское городское хозяйство: цифровой двойник содержит в себе визуальные сети всех инженерных и транспортных коммуникаций, все маршруты транспорта, схемы даже подземных сооружений города.
Цифровой двойник — это точная фотограмметрическая модель территории Москвы в «цифре». Несколько лет назад по Москве стали замечать легковые авто, оснащенные сферической камерой и иным оборудованием, скомпонованным в комплексы, закрепленные на крышах машин. К тому времени во многих странах мира по улицам городов уже ездили стандартизированные автомобили с логотипом Google Maps или Google Street View. В России подобные авто были оснащены схожим оборудованием от Яндекса. Уже к 2022 году было оцифровано 6 850 км улиц со всеми объектами транспортной инфраструктуры. С этой целью одни только измерительные лаборатории проехали более 67 тыс. км по столичным дорогам, которые «занесли» в систему более 14 терабайт информации — это объем готовых панорам.
Так вот, для создания цифрового двойника столицы потребовалось выполнить только к тому же 2022 году более 16 млн аэрофотоснимков высокого разрешения территории города, сделанных под разным углом и с разной высоты. Для поддержания двойника в актуальном виде эта работа ведется непрерывно, поскольку появляются новые здания, улицы и прочие объекты.
«Цифровой двойник Москвы помогает управлять городом, — отметил мэр столицы Сергей Собянин. — Уникальная платформа — собственная разработка города. Она позволяет планировать строительство жилых, промышленных и социальных объектов, следить за тем, как реализуются значимые городские проекты».
На семинаре «Цифровой двойник города Москвы», прошедшем в Мосгоргеотресте и организованном совместно с Департаментом градостроительной политики столицы, эксперты рассказали об опыте работы с цифровым двойником, его возможностях и перспективах развития.
Заместитель начальника отдела цифровой картографии ГБУ «Мосгоргеотрест» Андрей Копытов представил некоторые такие возможности. Так, можно рассматривать городское пространство послойно. Например, посмотреть все подземное хозяйство Москвы — это уже реализовано для всего города, для всей его обширной территории, а это огромный пласт данных. Можно кликом курсора по виртуальной карте на какую-либо из коммуникаций точно узнать ее атрибут. То есть о любой, даже недействующей, но отмеченной коммуникации можно узнать все — состав, статус, возможности. «Это действительно распространяется на всю территорию города, — подчеркнул Андрей Копытов. — Куда бы мы ни ткнули, увидим коммуникации везде, а помимо коммуникаций видим еще и подвальные помещения. На цифровом двойнике также «саккумулированы» изображения со всех камер наружного видеонаблюдения города».
«Система может быть использована в том числе как центр видеоинформации, где также можно отследить какие-то вещи, которые необходимы, — отметил Андрей Копытов. — Изображение передается практически в реальном времени. С камеры на доме видно, что там происходит, сейчас, например, автомобиль паркуется. При этом изображение с камеры проецируется на трехмерную модель, с правильным фокусным расстоянием, правильным углом — и таких камер тысячи по всему городу. Это помимо прочего важно для нас как организации, для мониторинга ситуации».
Точно так же можно отследить, что происходит на той или иной стройке: сколько этажей построено, где только начали строить, забор снесли или не снесли и так далее. Сведения весьма полезны именно с точки зрения сбора актуальной информации для последующей ее обработки и использования.
Андрей Копытов нашел время ответить и на вопросы «Стройгазеты».

Цифровой двойник — гигантский объем информации. Какие ее объемы надо хранить и более того — постоянно актуализировать?
Это очень большой пласт информации и очень большая работа, которая должна выполняться с накопленной, переработанной информацией, которая к тому же пополняется ежедневно.
Каким образом в вашу платформу встраивается вся эта информация по городу? Тут ведь и представленные застройщиками 3D-модели зданий и сооружений, фотосъемка…
Это первое, поскольку это фотограмметрическая модель, полученная различными способами: аэрофотосъемкой, осуществляемой с пилотируемой и беспилотной авиации, наземными съемками. И, кстати, фотограмметрию тоже можно получать с разным уровнем детализации. Это как бы пласт, который в целом трехмерную модель собирает за счет этих данных.
Здесь присутствует интеграция проектных решений — это модели в особом формате, которые по определенным техническим требованиям разрабатываются, с последующей загрузкой в существующую систему для ее пополнения за счет этого пласта данных.
А как это можно использовать? Скажем, на примере реновации: есть площадка под нее. У вас есть, естественно, модель этой площадки: информация по тем зданиям, которые надо сносить, по территории, которую надо осваивать. Вы можете провести виртуальную операцию по сносу старой пятиэтажки, а далее интегрировать в систему модель того дома, который вам представит застройщик, провести виртуальное благоустройство территории?
Это один из наших основных кейсов — все так и происходит. Мы проверяем эти трехмерные модели, потом размещаем, интегрируя их в техническую модель. То есть, «вырезая», условно говоря, все старые постройки на месте, где планируется стройка, «сажать» туда уже проектное решение со всем благоустройством, полностью проект в нужное место, в нужных координатах. А далее оценить, правильно ли все посажено. Посмотреть, как этот объект будет влиять на город, на территорию, на площадку в целом.
А Общественный штаб по контролю за реализацией программы реновации может показывать жителям на встречах с ними, как это будет выглядеть?
Чисто гипотетически, наверное, да. Просто нас пока об этом не просили. Я знаю, что такой штаб есть, и у людей всегда могут быть разного рода опасения, беспокойство, что же там будет в дальнейшем.
Игорь РЯБЫХ, заместитель начальника управления 3D-моделирования ГБУ «Мосстройинформ»:

«С приходом цифрового двойника, больших информационных систем пришла также необходимость в разработке высокополигональных и низкополигональных трехмерных моделей. Наша команда работает над техническим развитием портала, разрабатывает сервисы совместно с коллегами из Мосгоргеотреста и Департамента информационных технологий города Москвы. Создаем различные сервисы, чтобы упростить, автоматизировать и оптимизировать нашу совместную работу»