Это вторая подобная находка в мире

В ходе археологических раскопок под юго-западным углом Храмовой горы, к северу от Города Давида — самой древней обитаемой части Иерусалима, — был обнаружен свинцовый кулон-подвеска возрастом 1300 лет, украшенный символом меноры. До сих пор в мире было найдено всего одно такое же украшение, что делает находку особенно редкой и ценной.
Менора — это древнейший символ иудаизма, храмовый светильник или подсвечник на семь свечей.
Кулон выполнен в виде диска с петлей наверху, то есть, скорее всего, его носили на цепочке. На обеих сторонах подвески изображен семисвечник, обрамленный круглой рамкой. Одна сторона кулона хорошо сохранилась, а другая покрыта патиной. Каждое изображение меноры имеет три ветви по обе стороны от центрального стержня. В верхней части каждой ветви находится горизонтальная перекладина, над которой поднимаются языки пламени.

Рентгенофлуоресцентный анализ, проведенный в лаборатории Управления древностей Израиля, показал, что кулон приблизительно на 99% состоит из свинца.
«Кулон из чистого свинца, украшенный менорой, является исключительно редкой находкой. До сих пор находили кулоны из стекла и других металлов, украшенные менорой, но нам известен только один другой кулон в мире с символом меноры, изготовленный из свинца. Этот кулон, происхождение которого неизвестно, хранится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе, США. Двойное изображение меноры по обеим сторонам диска указывает на глубокое значение этого символа», — рассказали Vokrugsveta.ru в Управлении древностей Израиля.
Подвеска была обнаружена в слое обломков внутри здания поздневизантийского периода (VI — начало VII веков нашей эры). Это здание, вместе с остатками других построек того же периода, было погребено под восьмиметровым слоем грунта, который был навален сверху во время строительных работ при возведении в этой части Иерусалима монументальных сооружений. Это произошло в начале VIII века, когда город оказался под владычеством Омейядского халифата.

Исторические источники указывают на то, что в византийский период евреям был запрещен въезд в Иерусалим, поэтому археологи пока не знают, как именно подвеска оказалась на территории города. Возможно, она принадлежала еврейскому торговцу или паломнику, который прибыл в Иерусалим тайно, обойдя запрет.
Тот факт, что кулон сделан из свинца, а не одного из более распространенных металлов для изготовления ювелирных изделий, может также указывать на то, что владелец носил его не как украшение, а как амулет, считает руководитель раскопок Юваль Барух. В ту эпоху свинец был распространенным материалом для изготовления амулетов.
«Этот выбор не только отражает его личную приверженность своей религии… но и свидетельствует о том, что в периоды, когда издавались указы, запрещавшие евреям проживать в Иерусалиме, они не переставали туда приезжать», — отметил Барух.

«Это не просто материальный предмет; это личная печать, эмблема памяти и идентичности, которая, вероятно, принадлежала анонимному еврею, решившему носить ее на шее».
Юваль Барух
археолог
Другую историю о смелом поступке рассказал редкий полушекель, отчеканенный две тысячи лет назад.